Казачья кадетская школа имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
город Тамбов, Тамбовская область, Россия
  • Функциональная грамотность

    Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся 

    Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. 
    Наиболее распространённое определение функциональной грамотности дал советский и российский лингвист,  психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
    Составляющие функциональной грамотности:

    • математическая грамотность
    • естественнонаучная грамотность
    • читательская грамотность
    • финансовая грамотность
    • глобальные компетенции
    • креативное мышление
    • цифровая грамотность

    Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. 

    Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
    Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

    • успешно решает разные бытовые проблемы
    • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях
    • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций
    • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

    Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
    На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

    Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся


    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
    Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
    Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.11.2022  №3060 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, освоивших программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Тамбовской области, на 2023 год»
    Приказ ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова» от   24.11.2022 №224/1  «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова» на 2023 год»
    Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся:
    Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Инструкция. 

    финансовая грамотность
    глобальные компетенции
    читательская грамотность
    математическая грамотность
    естественнонаучная грамотность
    креативное мышление
    Все материалы открываются на портале ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и на портале Российской электронной школы.
    Предлагаемые материалы содержат диагностические работы для внутришкольного мониторинга, комплексные задания, включающие новые модели (интерактивные и интегрированные задания), и методические рекомендации по использованию открытого банка заданий в учебном процессе, внеурочной деятельности и внутришкольном мониторинге.
    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
    Открытые задания PISA

    Материалы для учащихся, педагогов, родителей по формированию и оценке функциональной грамотности


    Материалы Всероссийского семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности».
    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования ФГ обучающихся.
    Онлайн-дискуссия «Функциональная грамотность в школе. Мифы и реальность».
    Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке.
    Что значит быть грамотным. Памятка для родителей̆.


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie